Один из самых перспективных крайних защитников России Артем Гуца побеседовал с нами во время сбора в Сочи и рассказал много интересного о себе и своей карьере.
- Привет, Артём. Как настроение, как проходит сочинский сбор?
- Да всё отлично! Работаем, проводим контрольные матчи, в которых показываем неплохой футбол. Обыграли «Амкар» 3-0, в предыдущей встрече закончили 0-0, но играли хорошо, надо было только забивать. А так всё устраивает. Работа идёт.
- Тогда начнём с самого начала. Со скольких лет ты начал заниматься футболом, и как получилось, что ты выбрал именно этот вид спорта?
- В пять лет я попал в академию питерского «Зенита». И прозанимался там, наверное, четыре года. А попал туда совершенно случайно. Мамина подруга попросила отвести ее сына на просмотр. Ну и мы с мамой поехали в академию, а там как раз был набор моего года. И моя мама говорит: «Ну иди, тоже побегай, поиграй». Вот так и стал играть в футбол.
- То есть получается, что тут большую роль сыграла твоя мама, подтолкнувшая тебя к футболу?
- Да (улыбается)… Тут же произошла еще забавная история. Мама во время просмотра оставила номер телефона. И через пару недель зашла ее подруга и поинтересовалась тем, как у нас прошел отбор. Мама удивилась: «Какой отбор?». «Ну, вы же тоже ходили, позвоните, спросите». А мама до этого и не узнавала даже. Набрала, а там тренер как начал орать: «Где вы шляетесь?! Мы вас сразу с первого же просмотра взяли! Давайте приходите». После этого я начал заниматься в академии «Зенита».
- А потом ты переехал в Казань…
- Именно так. В 2009 я начал в «Зените», а в 2013 так получилось, что по семейным обстоятельствам перебрался в Казань и пробыл в «Рубине» два с половиной года.
- В столице Татарстана сразу же зачислили в спортшколу?
- Да, все прошло без проблем.
- Затем у тебя был московский период. Ты оказался в Москве, в академии «Спартака».
- Занимался там тоже два с половиной года, но не сложилось и пришлось переехать в егорьевский «Сатурн», где тренировался около трех лет. Я безумно благодарен этой школе, особенно моему тренеру Олегу Андреевичу Мазуру, который на всем этом этапе был всегда рядом и очень помогал. Именно при нем я стал вызываться в юниорские сборные страны. И после этого уже меня снова позвали в «Спартак».
- Расскажи об Олеге Андреевиче, ведь этот специалист сыграл значительную роль в твоем становлении как футболиста.
- Профессиональным футболистом он не был. Но я считаю, что как детский тренер он специалист высочайшего уровня. Мне кажется, что, если он захочет продвинуться вверх по карьере, например, работать с «молодёжкой», а не с детьми, у него это легко получится.
- Значит, ты уже со времен «Сатурна» стал вызываться в сборную?
- Да, по своему 2004 году рождения я раза четыре «катался» в сборную России. После перехода в «Спартак», конечно, с этим стало реже.
- Сейчас ты снова приглашен в состав национальной команды U-19. Поздравляем тебя с этим событием! Это очень классно. Скажи, какие чувства и ощущения испытываешь от игры за сборную, от представления страны на международной арене?
- Спасибо. Эмоции, конечно, только позитивные. Я очень рад тому, что тренер нашей сборной доверяет мне, дает шанс проявить себя. Я могу быть только счастлив и буду усиленно работать, доказывать, что не зря вызвали.
- Давай перейдем к самому интересному периоду твоей карьеры – к московскому «Спартаку». Ты же был на сборах и тренировался с первой командой, так?
- Мне тогда и семнадцати лет еще не исполнилось. В начале ноября 2021 года меня понемногу стали подводить к тренировкам с основой. А в декабре сменился главный тренер. Вместо Руя Витории пришел Паоло Ваноли. Тогда я не знал, что будет дальше. Надо было подождать и посмотреть. И мне позвонили буквально за 4-5 дней до отъезда на сборы и сказали, что я тоже еду с главной командой в Дубай, чтобы был готов. Я, конечно, был в шоке. Находился в небольшом ступоре. Потом, когда переварил все и осознал, подумал, что хорошо, надо быть готовым к сбору на сто процентов. А второй сбор был в Турции, я и туда с ними полетел. После этого какое-то время продолжал тренироваться с основой. А потом стал работать с «двойкой», даже успел дебютировать за нее. Но так сложилось, что «Спартак-2» расформировали, поэтому вернулся в «молодежку».
- Как тебе Паоло Ваноли? За ним закрепилась слава очень эмоционального человека.
- Это точно, эмоций у него всегда полно. Наверное, самый яркий тренер в этом плане в моей карьере. Но профессиональные качества у него на высшем уровне. Он очень хороший специалист.
- А все эти разговоры в прессе и болельщицкой среде по поводу его невысокой тренерской квалификации – это ерунда?
- Конечно. Он сильный тренер. Мне нравилось с ним работать. Он дал мне и рассказал много нового, чего я никогда не получал от других наставников. По-моему, тот костяк, который есть у «Спартака» сейчас, образовался именно при нем. Команда здорово показывает себя в этом сезоне. На мой взгляд, его вклад в нынешние успехи достаточно велик.
- А кого из игроков первой команды можешь выделить? Кто больше запомнился? Может, с кем-то больше общался?
- На самом деле все ребята были неплохие, хороший коллектив. Из «второго» «Спартака» пришел Шитов. Мы как раз с ним жили на сборах. Бакаев часто меня подкалывал, Джикия подсказывал, но и подкалывал тоже. В основном подкалывал (смеется). С Шамаром Николсоном очень хорошо общался. Я английский плохо знаю, но мне переводили, поэтому мы хорошо коммуницировали.
- На тренировках не «пихали»?
- Ну как же! Конечно, «пихали». Как и здесь. Понятное дело, когда ошибаешься, а рядом с тобой играют мужички уже. А я молодой еще. Но это нормально. Такое в каждой команде в порядке вещей.
- А как ты обычно настраиваешься на матчи? Есть ли у тебя какой-то специальный предыгровой ритуал?
- Так как я человек верующий, перед играми всегда читаю молитву. Так сказать, на поле выхожу с Божьей помощью.
- Как восстанавливаешься после, как отдыхаешь?
- Обычно после игр просто сплю.
- Ты больше компанейский человек или любишь тишину, спокойствие и побыть в одиночестве?
- Ой, вообще у меня бывают перепады в этом смысле. Легко могу и так, и так. По настроению. И в одиночестве о чем-то подумать, и вместе с товарищами по команде провести время.
- А помимо футбола есть какие-то увлечения, например, другими видами спорта, хобби?
- Шахматы. Шахматы очень люблю. В детстве занимался ими. Недолго, правда. И теннис настольный. В «Сатурне» много играли с пацанами, в «Спартаке» тоже. Этот вид спорта тоже очень нравится.
- С Даниилом Горовых пару партий не сыграл еще?
- Здесь нет еще. Да он меня под орех разделает (смеется). Мы с ним в шахматы в Турции играли. Он не глядя меня раздел! (смеется).
- Дают ли шахматы и настольный теннис что-то полезное для футболиста?
- Конечно. Шахматы – это чтение игры. Надо просчитывать на несколько ходов вперед. Все как в футболе. А теннис развивает реакцию.
- Ты относительно недавно в команде. Уже полностью освоился в коллективе? Может, с кем-то особенно подружился?
- Да со всеми ровно общаюсь. Все пацаны классные. Тут у нас только позитив. Все радует, много подсказывают. Где надо «пихнут», конечно. Меня все устраивает, со всеми хорошо контактирую.
- А с бывшими партнерами по «Спартаку», «Сатурну», связь поддерживаешь?
- Да-да. С другом, с которым вместе одновременно из «Сатурна» в «Спартак» переходил. Еще пара человек, с которыми в Егорьевске вместе были. В общем, поддерживаем контакт.
- Как тебе сборы в «Текстильщике»?
- На самом деле тяжелые… Яркие. Но в первую очередь тяжелые.
- Значит, нагрузки отличаются? В «Спартаке» как: в «молодежке» и первой команде, полегче было?
- Ну, скажу так. Я думал, что в первой команде тяжелые сборы. Но потом у нас в «молодежке» сменился тренер, и пошли бешеные нагрузки. Но определенная работа, наверное, здесь чуть тяжелее. Просто в «Спартаке» ее в определенном смысле больше. Здесь, например, в количественном плане поменьше, но выше интенсивность.
- Ты еще не выступал во Второй лиге. Но, наверное, какое-то представление об уровне уже имеешь, так как на сборах провел несколько игр против команд этого дивизиона. Что думаешь о лиге и чего ожидаешь?
- Да ничего особенного. Футбола ожидаю. Хорошего футбола. На самом деле меня очень порадовало то, что «Текстильщик» играет именно в футбол. Команда прежде всего про футбол. Проповедует комбинационный стиль, есть хорошее взаимодействие между игроками на поле. Это здорово! Поэтому, мне кажется, что мы должны «брать» сезон.
- То есть ты уверен, что удастся решить поставленную задачу?
- Мы сделаем для этого все возможное.
- Ты универсальный футболист. Твоя родная позиция – фланг обороны. Но есть опыт игры и выше, и в центре защиты. Где тебе больше всего нравится играть, где чувствуешь себя комфортнее?
- Разумеется, мне больше по душе игра на родной позиции – слева в обороне. А крайним центральным защитником меня впервые стал ставить как раз Ваноли. Он был первым тренером в карьере, который стал использовать меня таким образом. Но в этой позиции безумно тяжело играть. Сложная роль для меня. Поэтому для меня проще всего играть на левом фланге защиты, так как я уже привык, сжился с этим амплуа. Здесь пока что не до конца еще раскрыл свой потенциал. Но еще есть время, наверстаю.
- А кого из фланговых защитников считаешь эталоном?
- Трент Александер-Арнольд из «Ливерпуля». Очень нравятся его подключения в атаку, умение отдать пас. Классный игрок.
- Но его же сильно критикуют за действия в обороне…
- В этом плане согласен. Но я внимательно смотрел за ним в прошлом и позапрошлом сезонах, он здорово работает при подключениях. Конечно, если говорить именно об умении защищаться, то я хотел бы быть Ван Дейком (смеется). Но в плане действий на мяче Трент очень крутой. Мне больше импонирует современный вариант крайнего защитника, не привязанный к своей позиции с сугубо оборонительной ролью. Подключиться, отдать, выполнить подачу, где-то подстраховать…
- Давай вернемся к «Текстильщику». Почему выбор пал именно на нашу команду, ведь тобой вроде бы интересовались и клубы РПЛ?
- Нууу… Не в курсе насчет РПЛ. На самом деле просто посчитал, что надо уже набираться опыта игры с мужичками, во взрослом футболе. А «Текстильщик» - одна из самых подходящих для этого команд для меня, потому что и тот самый опыт на хорошем уровне получу, и команда «игровая», и очень хороший тренер, под руководством которого, уверен, смогу прогрессировать. За последние полгода травм было многовато, поэтому надо быстрее набирать форму и вовсю шарашить здесь, набраться опыта, в ФНЛ затащить команду (улыбается) - постараюсь. А там посмотрим.
- Значит, выбор пал в пользу игровой практики на взрослом уровне?
- Да. Футбол на молодежном уровне совсем другой. Надо уже привыкать играть с мужиками. Тут совсем другая игра. Выше скорости, поэтому надо уже привыкать и осваиваться.
- А перед переходом изучал какую-то информацию о клубе, о тренере?
- Да. Об Игоре Владимировиче я и так знал. Слышал отзывы футболистов, которые работали с ним. Как об игроке тем более знал. Просмотрел его тренерскую карьеру. Он же в 2006 году привел к «золоту» Европы как раз юношескую сборную. Поэтому для меня, как молодого игрока, это особенно важно. И я очень счастлив, что попал к нему.
- С нашим городом ты еще не успел познакомиться. Может, ты что-то об Иванове читал в интернете, или кто-то рассказывал о нем?
- Нет. Знаю только, что это «город невест» (смеется). Еще не успел побывать. Пока что только сборы. Но уже скоро приеду, осмотрюсь. - Нашим невестам будет очень интересно узнать, а есть ли она у тебя?
- Нет. Пока нет (смеется).
- В Иванове очень хорошая посещаемость, здесь по-настоящему любят футбол и «Текстильщик». Болельщики очень ждут повышения в классе…
- Да, повторюсь, что считаю задачу вполне выполнимой. Работа и упорный труд помогут нам достичь этой цели. А болельщиков хочу поблагодарить за то, что они всегда с командой, оказывают поддержку. Приходите на стадион, а мы сделаем все, чтобы вас радовать своей игрой и результатами. Мы очень постараемся в этом году подарить поклонникам «Текстильщика» большой праздник – выход в Первую лигу.
В октябре 1991-го Колыванов в последний раз сыграл за родное московское «Динамо» (42 гола в 140 матчах), а в ноябре — за сборную СССР. После этого в жизни Игоря началось итальянское путешествие длиной в целую десятилетку: тащил «Фоджу», становился лучшим бомбардиром «Болоньи». Правда, его концовку испортили тяжёлые травмы. После парализации правой ноги ему даже грозила ампутация. Как выяснилось позже, причиной бед нападающего была остеома — редкий вид опухоли. После её удаления он вернулся к нормальной жизни, но не к активным выступлениям.
Победа юношеской сборной России (U17) на Евро-2006 пока остаётся высшим достижением Колыванова в тренерском качестве. Но были и другие успехи — такие, как исторический вывод «Уфы» в РПЛ (через стыки) или подъём «Торпедо» из ПФЛ в ФНЛ. В новом сезоне Колыванов будет возвращать «Текстильщик» в первый дивизион — уже привычное для него занятие.
Подробнее на «Чемпионате»:
https://www.championat.com/football/article-4714779-kak-slozhilis-sudby-futbolistov-poslednej-sbornoj-sssr-kak-sejchas-vyglyadyat-harin-mostovoj-shalimov-mihajlichenko.html?utm_source=copypaste