Тигран Аванесян: «главная задача — развиваться!»

30.10.2021



Экс-капитан молодежки ЦСКА и молодежной сборной России U-17, 19-летний полузащитник ивановского «Текстильщика» Тигран Аванесян в интервью Sportbox.ru рассказал о 5-летнем контракте с армейцами, голах Акинфееву, гаджетах Хомухи, провале на Евро-2019, сборных Армении и Узбекистана, европейских амбициях и многом другом.

— В 18-м туре ФНЛ вы забили свой первый гол во взрослом футболе на официальном уровне. Мяч в ворота «Акрона» на 90-й минуте получился очень красивый и важный для команды — принес «Текстильщику» ничью (2:2). Били на удачу?

— Были доли секунды, чтобы сориентироваться. Посмотрел на мяч, на ворота и пробил. Такие удары оттачиваю на тренировках. Но повезло, не без этого.

— А 19-м туре в матче против «Нефтехимика» (1:3) вышли играть в центре обороны. Было комфортно?

— Конечно, хочется играть на своей позиции, ближе к центру поля. Но раз тренер посчитал нужным, чтобы я вышел играть в обороне, значит, надо играть в обороне. Навыки игры центральным защитником есть, позиция для меня не новая.

— Вы начинали заниматься футболом в «Балтике». Связывали свое будущее с этим клубом?

— В детстве был ярым патриотом. Обожал калининградскую команду, не пропускал ни одного матча. Мечтал, что вырасту и буду играть за «Балтику». Продолжаю следить за калининградцами, но не сильно переживаю, ведь сейчас они наши соперники. Уже успели сыграть с «Балтикой» в Иваново в этом году — выиграли 3:2. В Калининграде встреча еще впереди. Даже не представляю, что буду испытывать, играя на родном стадионе против команды, за которую болел в детстве.

— Не так давно «Балтику» возглавил Сергей Игнашевич. Есть в этом для вас что-то символичное?

— Это мой родной город, а c Сергеем Николаевичем мы знакомы еще по молодежке ЦСКА. Если в дальнейшем так сложится, что окажусь в «Балтике», то было бы интересно поработать вместе с ним вновь. Но в первую очередь нужно стремиться в ЦСКА. Хочу показать себя там.

— Как на вас вышел ЦСКА?

— В Москве проходил детский турнир «Локобол». Пробиться туда достаточно сложно, нужно было пройти два отборочных этапа. «Балтика» справилась. И мы попали в Суперфинал. Хорошо выступили, заняли итоговое второе место. После этого начали приглашать, ездил на просмотры в ЦСКА по приглашению селекционера Дениса Николаевича Машкарина. Немаловажную роль в моем переходе сыграл мой первый тренер Юрий Сергеевич Копылов. Он занимался всеми моими футбольными делами. Спасибо ему огромное.

— Тренировки не мешали учебе в школе?

— Нет. Успевали все. По-другому никак. Закончил девять классов, колледж, поступил в вуз. Учусь на тренера. Эта профессия больше по душе, чем работа менеджером или агентом. Но это все в будущем. Сейчас не думаю ни о чем, кроме долгой и яркой карьеры футболиста.

— Возможно, желание тренировать как-то связано с тем, что вы были капитаном и в «Балтике», и в молодежке ЦСКА, и в юниорской сборной России?

— Возможно. У каждого тренера свои требования к капитану. В основном, это лидерские качества. Умение вести за собой партнеров. Капитанская повязка — двойная ответственность за результат, за атмосферу в команде.

— В мае 2019 года вы участвовали в молодежном Евро (U17). Тогда команда выступила крайне неудачно. Неужели наша сборная намного слабее венгров или исландцев?

— Конечно, мы ехали на турнир с задачей выйти из группы и двигаться по турнирной сетке. Но не получилось. Считаю, в этом виноваты только мы сами. Сыграли недостаточно качественно. Таких соперников должны были обыгрывать. Но череда событий, ряд неудачных моментов, и все переворачивается с ног на голову. По игре мы не должны были занимать последнее место в группе.



— Бывший футболист молодежки Владимир Бабаев рассказывал, что Дмитрий Хомуха просит играть футболистов как можно проще. Это так?

— Правда в этих словах есть. У Хомухи есть проверенная стратегия, с которой он выигрывал турниры. Он посчитал, что эта стратегия сработает и с нами. К сожалению, не получилось. Каждый тренер видит сильные качества своей команды, за счет которых она может играть против европейских сборных. Понятно, что Исландия и Венгрия не относятся к грандам, однако тренеру виднее, а  футболисты обязаны выполнять его установки. У нас в команде были достаточно креативные футболисты, способные показать другую игру. Но в силу тренерских установок они этого не сделали. Был упор на командную работу. Возможно, мы неправильно выполнили тренерские установки. Но все это сейчас уже никому не интересно. Важен результат.

— В сборной Хомухи были жесткие правила?

— Единственное обязательное условие — сдача мобильных телефонов перед сном, часов в 10 вечера. Все гаджеты убирались в отдельную комнату к администратору. Также он очень внимательно следил за здоровьем футболистов с помощью специальных гаджетов, которые мы надевали на тело. Он ориентировался на данные этих гаджетов и мог не выпустить на поле даже основного игрока, если на датчиках были плохие показатели.

— Никто не жульничал с телефонами?

— Пытались. Некоторых ловили. Жестких наказаний не было. От сборной не отстраняли. Ограничивалось разговорами или дежурствами. Носили мячи, убирали инвентарь.

— Сейчас вас в российские сборные не приглашают. В Армении не интересуются?

— Зовут. Раза три приглшали в молодежную сборную с возможным привлечением к основной команде. Каждый раз думаю, советуюсь. Пока отказываюсь, но мы на связи. В приоритете сборная России. Сначала молодежная, потом основная. Но в жизни бывает всякое. Мосты ни в коем случае не сжигаем. Армения также моя родина. Очень ценю свои корни. Может быть, в будущем сыграю за эту сборную. Взять того же Сперцяна, который выбрал свою историческую родину. Но есть много других примеров. Допустим, Захарян или Тикнизян. Это нормально — стремиться попасть в сборную России.

— Вы родились в Ташкенте. Из узбекской сборной не связывались?

— Нет, не связывались. Навряд ли бы всерьез стал рассматривать подобное предложение. При всем уважении к Узбекистану. Да и в Армении меня не правильно поймут. Вообще пока об этом не думаю. Главная задача — развиваться.

— Вернемся к ЦСКА. В молодежке у вас все складывалось хорошо. Сыграли полсотни матчей, забили десять мячей, были капитаном, штатным пенальтистом… С 2019 года Ганчаренко начал подключать вас к основе. Но на поле в официальных матчах вы так и не появились.

— Был совсем молодой. Известно, что в ЦСКА подключают молодежь к основе, но у каждого своя судьба. Моя сложилась так. От себя скажу, что упорно работал, прогрессировал благодаря тренировкам с основной командой. Видимо, по каким-то параметрам не устроил главного тренера. Да и конкуренция в команде бешеная.

Фото в Инстаграме

— Кто из игроков основы больше всего на вас повлиял в плане развития?

— Наверное, наибольшее влияние оказали люди с опытом, на которых так или иначе ориентируешься. Например, Дзагоев, Влашич. Да и играя рядом с Дивеевым или Обляковым, растешь. Нельзя сказать, что и опыт игры с Тикнизяном и Марадишвили пропал даром. Когда приходишь в команду 17-летним парнем, на тебя влияет абсолютно все.

— В январе этого года вы приехали на сборы в Испанию, неплохо себя проявили. В интервью сказали, что не хотите возвращаться в молодежку. В итоге —  аренда в тонувший «Тамбов».  Так сильно было нежелание играть в молодежке?

— Это стало и для меня неожиданностью. Этого не планировал. Получилось экспромтом. Тренировался с основой и не думал, что пойду в аренду. Если бы меня вернули в молодежку, пошел бы без проблем. Но этого не очень хотелось, было желание расти дальше. Появилось предложение из «Тамбова», который столкнулся с финансовыми сложностями и нуждался в игроках. Созвонились с тренером «Тамбова» Первушиным. Оставалось решение за мной.

Фото в Инстаграме

— Чья была инициатива?

— Не знаю, чья инициатива с арендой была изначально, но это был бы отличный вариант, если бы я играл. На тот момент было понятно, что в основе ЦСКА не закреплюсь. И идея перейти в клуб РПЛ, где буду играть и набираться опыта, выглядела соблазнительно. По сути, выбирал между дублем ЦСКА и клубом РПЛ. Выбор, как мне кажется, был очевиден.

— Ну и почему же вместо игры в основе вы в сумме провели лишь 40 минут в трех матчах РПЛ?

— Для меня это осталось загадкой. Первушин по приезду ко мне лично подходил и говорил, что все будет хорошо, что буду играть, что он видит меня в старте, что запомню это время надолго. И много других лестных слов в мой адрес. Но слова разошлись с делом… 

— Финансовые проблемы клуба вас коснулись?

— Шел в «Тамбов» не за деньгами, финансы меня интересовали в последнюю очередь. И проблемы коснулись меня отчасти. «Тамбов» должен был покрыть лишь часть моей зарплаты, остальное закрывал ЦСКА. И армейский клуб все договоренности выполнил. Лукавить не буду, по возвращении в Москву какая-то сумма от «Тамбова» пришла, но не та, на которую рассчитывал. Повторюсь, меня больше расстроили не финансовые вопросы, а то, что остался без игровой практики. При этом ни о чем не жалею. Негативный опыт — тоже опыт.

— После «Тамбова» вы вернулись в ЦСКА. И опять вас отправили в молодежку. Но при этом вы согласились подписать с ЦСКА 5-летний контракт. Зачем?

— Во-первых, после возвращения из аренды я поехал на сборы с основой. Уже потом, когда было решено, что мне снова надо искать вариант с арендой, стал работать с молодежкой. Так же было еще с несколькими ребятами. Во-вторых, когда такой клуб, как ЦСКА, предлагает переподписать контракт, долго не думаешь. Может быть, кто-то и задумался бы, но не я. Подписывал с верой и надеждой на то, что буду привлекаться к основной команде. Считаю, что это правильное решение. Я закреплен за клубом, и это — стабильность.

Фото в Инстаграме

— Игорь Акинфеев для вас пример?

— Конечно. Он патриот клуба и заслуживает уважения.

— «Пихает» нормально?

— «Пихает» — да, будь здоров. Но только на поле. В жизни какие-то шутки могут быть, но не обидные.

— Забивали ему с пенальти?

— На тренировках забивал и не раз, но с игры. В двухсторонках. Пенальти отрабатываю отдельно.



— Промахивались?

— Да. Один раз. Не забил «Рубину». Была выездная игра молодежки, мы проигрывали 0:1, но в итоге победили. А забил больше десяти точно.

— Незабитый пенальти не повлиял на желание подходить к «точке»?

— Так получилось, что в следующий раз исполнял пенальти спустя полгода, после аренды в «Тамбов». Так что уже успокоился. Мандража не было.

— Итак, вы вернулись в расположение армейцев. Сыграли четыре матча за молодежку, забили три мяча. И тут появляется вариант с «Текстильщиком». Не довлел неудачный опыт с «Тамбовом»?

—  После такого опыта к арендам подходишь с опаской, начинаешь тщательнее все продумывать. Но сомнений не возникало. Вариант с «Текстильщиком» не был единственным. Если не учитывать призрачные предложения, звали в ФНЛ-2, в «Чайку». Выбрал команду, которая играет лигой выше.

— О Европе не думаете?

— На данный момент нет. Надо смотреть правде в глаза: чтобы уехать в Европу и там выигрывать место в основе, надо быть действительно конкурентоспособным. Да и предпочтение в Европе отдают своим футболистам.

— А если поступит предложение из клуба, выступающего в высшей лиге Армении?

— Цель переехать в Армению передо мной сейчас не стоит. При всем уважении. В моем понимании, Европа — это 6-7 крупных чемпионатов. Пока к этому не готов и смысла ехать туда не вижу. Нужно в России доказать, что чего-то стою, пройти все испытания, начать играть в РПЛ и только потом рассуждать о заграницах. Есть ребята, в том числе и мои ровесники, которые уверены в том, что пригодятся в немецких или испанских клубах прямо сейчас. Моя же самооценка более приземленная, а потому, уверен, правильная. 
Гостевая
04.06.2022 00:04:38
Влад
В октябре 1991-го Колыванов в последний раз сыграл за родное московское «Динамо» (42 гола в 140 матчах), а в ноябре — за сборную СССР. После этого в жизни Игоря началось итальянское путешествие длиной в целую десятилетку: тащил «Фоджу», становился лучшим бомбардиром «Болоньи». Правда, его концовку испортили тяжёлые травмы. После парализации правой ноги ему даже грозила ампутация. Как выяснилось позже, причиной бед нападающего была остеома — редкий вид опухоли. После её удаления он вернулся к нормальной жизни, но не к активным выступлениям. Победа юношеской сборной России (U17) на Евро-2006 пока остаётся высшим достижением Колыванова в тренерском качестве. Но были и другие успехи — такие, как исторический вывод «Уфы» в РПЛ (через стыки) или подъём «Торпедо» из ПФЛ в ФНЛ. В новом сезоне Колыванов будет возвращать «Текстильщик» в первый дивизион — уже привычное для него занятие. Подробнее на «Чемпионате»: https://www.championat.com/football/article-4714779-kak-slozhilis-sudby-futbolistov-poslednej-sbornoj-sssr-kak-sejchas-vyglyadyat-harin-mostovoj-shalimov-mihajlichenko.html?utm_source=copypaste